Загадочные артефакты: 5 рукописных неуместных артефактов

Неуместным артефактом принято называть созданный человеком предмет или объект, который кажется нереальным с точки зрения принятой учеными хронологии эволюции или развития техники. Часто случается, что и назначение такого артефакта остаётся загадкой. По естественной причине такие загадочные артефакты представляют собой исторический, археологический или палеонтологический интерес. А также пользуются вниманием приверженцев псевдонауки и всевозможных теорий, фальсификаторов, проходимцев и отчаянных авантюристов. Да, частенько бывает, что после тщательного исследования, каким бы правдоподобным не казался артефакт, он оказывается подделкой. А иногда и загадкой, потому что современная наука оказывается недостаточно компетентна для проведения необходимого анализа и вынесения однозначного вердикта.

Рецензент примерял на себе шляпу Индианы Джонса и нашёл для вас 5 рукописных артефактов, которые наука посчитала неуместными. Включайте критическое мышление и попробуйте определить, что из этих диковинок фальшивка, а что нет.

1. Карта Пири-реиса

Карта Пири-реиса — географическая карта мира, созданная в 1513 году в Константинополе турецким адмиралом и большим любителем картографии Пири-реисом открывает нашу подборку в материале «Загадочные артефакты: 5 рукописных неуместных артефактов». На карте изображены части западного побережья Европы и Северной Африки с высокой точностью, а также побережье Бразилии и восточная оконечность Южной Америки. Карта содержит различные острова Атлантического океана, включая Азорские острова и Канарские острова (подписаны мифическим островом Антилия). Многие считают, что карта содержит элементы южного континента, что считается доказательством осведомлённости древних картографов о существовании Антарктиды.

Загадочные артефакты: 5 рукописных неуместных артефактов

Согласно официальной версии, карта была обнаружена в 1929 году в ходе работ над созданием музея в султанском дворце Топкапы. Карта сразу же привлекла к себе внимание, так как это была одна из первых карт Америки и единственная карта XVI века, где южноамериканский континент расположен верно относительно африканского. Чтобы проверить точность карты, ученые сопоставили ее с современной картой мира: карта Пири-реиса была на удивление точной! Также для построения такой карты необходимо было бы обладать знанием сферической тригонометрии, которая была разработана и описана лишь в XVIII веке.

Помимо этого оригинальные карты-ровесники, построенные на измерениях того времени, характерны точным измерениям широт в противовес неточностям долгот. Но на карте Пири-реиса точность долгот оказалась на том же уровне, что и широт. Наиболее точным является изображение средиземноморского региона, но и отдалённые местности, например, побережье Южной Америки тоже изображено с поразительной для того времени детализацией. В пояснении к карте было указано, что писалась она, в том числе, и с многочисленных древних карт, находившихся тогда при османском дворе. То есть карта Пири-реиса была квинтэссенцией всех географических знаний на тот момент. Ученые до сих пор не могут обосновать исключительную точность этой удивительной карты. Может, это фантазия картографа по чреде случайностей очень похожая на правду или это плод выдумки хитрых турков?

2. Книга дикарей

Книга дикарей (фр. Livre des sauvages) — представляет собой рукопись, состоявшую из 114 листов, исписанных с обеих сторон, из плотной бумаги канадского производства, записи на которых делались «серебряным» и красным карандашами. Несколько страниц отсутствуют, остальные более или менее попорчены морской водой, видимо, во время путешествия в Европу. Рукопись находилась в коробке, закрывающейся на замок. В XVII веке она попала с американского континента в Европу прямиком в руки частного коллекционера древностей. Лет через сто тетрадь с частью коллекции попала вo французскую государственную библиотеку Арсенала. Став достоянием широкой общественности, она заинтересовала исследователей и авантюристов, которые обращают особенное внимание на подобные загадочные артефакты.

Загадочные артефакты: 5 рукописных неуместных артефактов

Так некий мексиканец снял с неё копию и хотел наладить продажу тетради, как «неизвестного и единственного в мире американского манускрипта». Это подогрело интерес французов, ученые которых, как обычно, участвовали в гонке умов Старого света. Расшифровывать рукопись величайшим императорским приказом Наполеона ІІІ было назначено аббата Домене, специалиста по американским племенам. В спешке аббат принялся за дело и, надо сказать, весьма результативно. Вскоре он предоставил внушительную работу по интерпретации символов в манускрипте и их сравнении с подлинными индейскими изображениями, известными ранее.

Книга Домене, 1860 года издания, первоначально была оценена очень высоко, выдвигалось предложение пригласить аббата принять участие в конкурсе на соискание премии французской Академии наук. Недолго аббату пришлось купаться в лучах славы. Тут же немецкий библиограф Петцольд разбил в пух и прах теорию Домене, а в придачу и всю историю про древность и незаурядность рукописи. Он привёл, казалось бы, неопровержимые доказательства того, что «манускрипт» на самом деле является ученической тетрадью немецкого школьника, не понятно как проделавшую такой сложный путь. Петцольд легко различил устаревший готический шрифт и явный, хоть и с ошибками, немецкий язык, который французский аббат по незнанию принял за силлабическую систему символов.

Конечно, Домене поставили курам на смех. И как бы он не защищался, публикуя опровержения, его репутацию было уже не отмыть. Курьезная история! Но и здесь нужно твоё компетентное мнение в трактовании символов, чтобы отличить детские рисунки от древнеиндийских символов.

3. Кенсингтонский рунический камень

Кенсингтонский рунический камень — это каменная плита прямоугольной формы, лицевая и боковая стороны которой исписаны рунами. Плита используется как доказательство того, что в 1362 году, типа задолго до путешествия Христофора Колумба, скандинавские путешественники достигли срединной части Северной Америки. Плита состоит из осадочной горной породы граувакка, она была обнаружена в 1898 году близ города Кенсингтон, в штате Миннесота, США. Американский фермер шведского происхождения Улоф Эман заявил, что он обнаружил грубо отёсанный камень под корнем тополя на своём участке. Сын фермера обратил внимание на высеченные знаки на камне и они решили, что нашли «индейский альманах». Размер плиты составлял 76×41×15 см, вес оценивался приблизительно в 90 кг.

Загадочные артефакты: 5 рукописных неуместных артефактов

Понять, что там написано Эманы не могли, поэтому выставили камень на всеобщее обозрение в родном городке. Это мало кого впечатлило и камень вернулся на ферму служить в качестве порога для сарая. И только спустя много лет сыну Улофа удалось продать камень за 10$ какому-то проезжавшему мимо любителю диковинок. И понеслась! Из рук в руки учёных кочевал камень в надежде быть оценённым. Как оказалось, это были не индейские письмена, и не древнегреческое письмо, как предположили первые исследователи, а древнескандинавские руны. Это натолкнуло ученых на мысль, что перед ними подделка, так как археологических свидетельств раннего присутствия скандинавов в Америке не было ещё полвека, и идея блуждающих викингов в штате Миннесота в то время казалась большинству академиков невероятной. Но со временем все новые и новые факты открытия Америки викингами появлялись в ученой среде и о Кенсингтонском камне снова вспомнили.

Двойной перевод с английского:

8 гётов и 22 норманна во время разведочного путешествия из Винланда через Запад разбили лагерь у двух утесистых островов на расстоянии однодневного перехода к северу от этого камня. Мы вышли из лагеря и ловили рыбу один день. Когда мы вернулись, то нашли 10 людей красными от крови и мертвыми. Аве Мария, спаси от зла.

У нас есть 10 человек из нашей партии у моря для наблюдения за нашим кораблем в 14 днях пути от этого острова. Год 1362.

Детальное лингвистическое изучение рун разбило исследователей на два лагеря – кто-то находил явные ошибки, другие их опровергали. Некоторые слова и символы ну никак не находили подтверждения в уже имеющихся источниках. Чаша весов в пользу оригинальности камня то перевешивала, то наоборот, больше фактов было за то, что это фарс. Понять, где же правда, помог бы только физический анализ материала камня и его среза, на котором нанесены древние письмена. Как думаешь, признали Кенсингтонский рунический камень оригиналом?

4. Тэртерийские таблички

Тэртерийские таблички (рум. Tăbliţele de la Tărtăria). Эти загадочные артефакты, состоящие из трёх глиняных табличек, что содержали пиктографические знаки, обнаружены среди прочих артефактов в 1961 году румынскими археологами. Это произошло в ходе проведения раскопок близ села Тэртерия, примерно в 30 км от города Алба-Юлия. Две из них имеют прямоугольную форму, причём одна с отверстием. Третья табличка представляет собой диск диаметром порядка 6 см и, также содержит небольшое отверстие. Пиктограммы расположены лишь с одной стороны.

Загадочные артефакты: 5 рукописных неуместных артефактов

Первоначально, полагая, что обнаруженная пиктографическая письменность относится к шумерскому типу, таблички датировали концом IV тысячелетия до н. э. Однако позже время создания табличек установили косвенным методом, по радиоуглеродному анализу предметов, найденных с ними в одном слое. Оказалось, что все они возникли около 5500 года до н. э. Прямая датировка была невозможной из-за их проведённой консервации, ставшей необходимой потому, что при обнаружении таблички были пропитаны влагой и очень хрупки.

Загадочные артефакты: 5 рукописных неуместных артефактов

Новый возраст табличек стал археологической сенсацией, которую местная власть отметила установкой специального монумента в пункте их обнаружения для привлечения туристов. Известная учёная Мария Гимбутас, специализирующаяся на культуре и религии доиндоевропейской Европы, выразила мнение, что найденные загадочные артефакты и в частности пиктограммы на них являются древнейшей в мире формой письменности, которая существовала на континенте не только задолго до минойской, традиционно считающейся первой письменностью Европы, но и до протошумерской и протокитайской систем письма. Но противников этой теории тоже нашлось немало. Они апеллировали отсутствием эволюции пиктограмм в какую-либо известную письменность. Поэтому предположили, что это изображения ритуально-культового характера, своего рода осколка системы письменности местного происхождения и никак не старейшей в Европе. Их использовали лишь в религиозных обрядах. А тебе как кажется, можно ли в этих символах увидеть прототипы букв?

5. Рукопись Войнича

Рукопись Войнича, или Манускрипт Войнича, — иллюстрированный кодекс, написанный, предположительно, в первой половине XV века неизвестным автором на неизвестном языке с использованием неизвестного алфавита. Нормально, да?

Загадочные артефакты: 5 рукописных неуместных артефактов

Книга носит имя антиквара Вильфреда Войнича, который приобрёл её в 1912 году. В книге около 240 страниц тонкого пергамента. На обложке нет никаких надписей или рисунков. Размеры страницы — 16,2 на 23,5 см, толщина книги — 5 см. Текст написан гусиным пером чернилами на основе железистых соединений галловой кислоты, ими же выполнены и иллюстрации. Иллюстрации грубовато раскрашены цветными красками, возможно, уже после написания книги. По результатам радиоуглеродного анализа четырёх фрагментов манускрипта учёные установили, что пергамент для манускрипта был выделан между 1404 и 1438 годами, а использование их по назначению в XV — XVII вв.

Общее впечатление, которое создают страницы манускрипта, позволяет предположить, что он предназначался для того, чтобы служить фармакопеей или отдельными темами книги средневековой или более ранней медицины. Однако сбивающие с толку детали иллюстраций питают множество теорий о происхождении книги, содержании её текста и цели, для которой она была написана. Так манускрипт условно можно поделить на тематические разделы, основываясь на иллюстрациях – ботанический, астрологический, фармацевтический, биологический, астрономический и проч. Это вывело учёных на мысль, что манускрипт мог быть алхимической гербалистикой, которая на самом деле не имела ничего общего с алхимией, но была фальшивой книгой средневекового травника с наполовину выдуманными картинками, которую лекарь-шарлатан мог носить с собой, чтобы производить впечатление на клиентов. Предположительно, существовала сеть домашних мастерских по производству таких книг где-то в северной Италии, как раз во времена предположительного написания манускрипта. Однако подобные книги значительно отличаются от манускрипта Войнича и стилем, и форматом, кроме того, все они были написаны на обычном языке. А манускрипт Войнича — нет!

Загадочные артефакты: 5 рукописных неуместных артефактов

Текст определённо написан слева направо, со слегка «рваным» правым полем. Длинные секции разделены на параграфы, иногда с отметкой начала абзаца на левом поле. В рукописи нет обычной пунктуации. Почерк устойчив и чёток, как если бы алфавит был привычен писцу и тот понимал, что пишет. В книге более 170 000 знаков, обычно отделённых друг от друга узкими пробелами. Большинство знаков написаны одним или двумя простыми движениями пера. Практически весь текст написан алфавитом из 20—30 букв. Исключение составляют несколько десятков особенных знаков, каждый из которых появляется в книге не более 1—2 раз. Более широкие пробелы делят текст примерно на 35 тысяч «слов» различной длины. Похоже, что они подчиняются некоторым фонетическим или орфографическим правилам.

Полистать отцифрованную версию манускрипта можно ЗДЕСЬ

Некоторые знаки должны появиться в каждом слове (как гласные в английском), некоторые знаки никогда не следуют за другими, некоторые могут удваиваться в слове (как два н в слове длинный), некоторые — нет. Частотный анализ текста выявил его структуру, характерную для естественных языков. Например, повторяемость слов соответствует закону Ципфа, а информационная энтропия (около десяти битов на слово) такая же, как у латинского и английского языков. Некоторые слова появляются только в отдельных разделах книги или только на нескольких страницах; некоторые слова повторяются во всём тексте.

Загадочные артефакты: 5 рукописных неуместных артефактов

С другой стороны, язык рукописи Войнича кое в чём весьма не похож на существующие европейские языки. Например, в книге почти нет слов длиной более десяти «букв» и почти нет одно- и двухбуквенных слов. Внутри слова буквы распределены так же своеобразно: некоторые знаки появляются только в начале слова, другие — только в конце, а некоторые всегда в середине — расположение, присущее арабскому письму, но не латинскому или кириллическому алфавиту. Текст выглядит более монотонным (в математическом смысле) по сравнению с текстом на европейском языке. Весь лексикон рукописи Войнича меньше, чем должен быть «нормальный» набор слов обычной книги. Рукопись интенсивно изучалась любителями криптографии и профессионалами криптоанализа. Ни всю рукопись, ни даже её часть расшифровать не удалось. Ряд неудач превратил манускрипт в известный предмет криптологии. На сегодняшний день существует множество предположений о содержании, назначении и авторстве рукописи. По одним предположениям, она написана на неизвестном искусственном языке либо на одном из европейских языков, зашифрованном неизвестным методом. Существуют также предположения об использовании одного из восточно-азиатских языков с помощью изобретённого автором алфавита и о том, что рукопись является мистификацией. Ни одно из предположений не получило однозначного подтверждения и признания в научном сообществе. В январе 2018 года появилась информация о начале расшифровки рукописи с помощью искусственного интеллекта. Но твой-то интеллект – живой, появились какие-то предположения? :)


Читайте также:

Возможны ли технологии из Star Wars в нашем мире?


Материал предоставен Nerd On Tour: Facebook, Telegram

По вопросам сотрудничества пишите на наш электронный адрес: info@recenzent.com.ua

Использование материалов разрешается только с указанием индексируемой ссылки на первоисточник с обязательным уведомлением редакции

Комментарии

Комментарии